Конститутция КР
Электронная почта
Ж. Сааданбеков. У каждого века есть свое средневековье

«У каждого века есть свое средневековье»

Станислав Ежи Лец.

Хорошо известно, что в западно-европейской истории «средние века» — время отхода от культуры, образованности, просвещения, от принципов общественной жизни, характерных для античного мира. Европейцы видели в этом как бы погружение в темноту, из которой народы Европы были выведены «Возрождением», т.е. возвращением к античности. 

Остатки античной культуры разгромленной персами Афины, каким-то чудом сохранились в библиотеках Александрии (Египет) и других городов мусульманского Ближнего Востока и через 10 веков возвращены в руки Европы. И сегодня «благодарные» потомки тех европейцев всячески оскорбляют ислам, издеваясь над карикатурами пророка Мухамеда. 

Именно это противопоставление «средних веков», с одной стороны, «античному миру», с другой – «новому времени», как эпох, разных по своему историческому содержанию и составляло для человечества важнейший элемент понятия «средние века».

Середина 20 столетия явила миру невиданные ранее примеры средневекового варварства, повседневной жестокости, воинствующего невежества, идеологической нетерпимости и мракобесия.

История развивается не по кругу, а по спирали. Хочется надеяться, что ХХ век останется в учебниках грядущих времен совершенно исключительным, трагическим этапом в развитии мировой цивилизации, который не будет иметь аналогов в будущем. И все же. Многие признаки говорят о том, что, хотя до середины ХХI столетия еще далеко, на наших глазах мир уже начинает погружаться в новое средневековье.

Уже возвратились не только холодная, но и горячая война в виде столкновения Западной цивилизации и России на Украине. Подумать только, почти полсотни государств Запада во главе США объединились фактически под знаменем нацизма и расизма, русофобия стала их атакующей идеологией, заменила собою антисемитизм. Возрождаются фашистские партии в странах Западной Европы и Прибалтики. 

Свирепствует исламофобия. На глазах более 2-х миллиардов потрясенных мусульман, Израиль устроил кровавую вакханалию, похлеще Холокоста в Палестине. Это был ответом на зверства террористов «Хамаса» но крайне непропорциональным и жестоким. Словом, при молчаливой поддержке США и Европы как бы возрождаются «крестовые походы» средневековья. 

В постсоветских странах, например, в Кыргызстане процесс возвращения средних веков происходил несколько иначе. В 90-гг. либерализация и демократизация привнесли в общественную жизнь страны «свободы без руля и без ветрил», бесстыжая коммерция растоптала духовно-нравственные ценности народа, торжествовал криминалитет, проституция и наркомания. Народ устал от всего этого, его буквально душил бессилие перед кошмарами бездуховности и цинизма. Общество было охвачено массовым настроением, которое Эрих Фромм определил как «бегство от свободы». Простой человек в данной ситуации ощущал одиночество, моральное угнетение и беспомощность. Утратив веру в достойную жизнь, доверие к официальной государственной идеологии и пропаганде, люди почувствовали потребность в какой-то замене их другими ценностями. Такую замену они нашли в чувстве сопричастности к ценностям своей нации, традициям и обычаям древних предков. Этим и объясняется не угасающий интерес народа не только к бытовой культуре средневековья, но устному народному творчеству, особенно эпосу «Манас». 

Однако, к сожалению, наше средневековье возвратилась не только своими светлыми, но и темными сторонами. Ныне бытовая культура погружается в болото средневековой арахики. Многоженство и уплата калыма за невесту сегодня дело обыденное, рутинное. Соревнуются за то, кто с байским размахом проводит свадьбы или за то, кто уплатит баснословную сумму за уплату калыма. Племена и роды все глубже «раскапывают» своих предков более 100-200 летней давности, которые никаким величием или героизмом не известны в общенациональном масштабе. Однако проводятся в их честь грандиозные юбилеи, расставляются на джайлоо сотни юрт, забиваются множество голов скота. А ведь расходы, в конечном счете, лягут на плечи простых семей, простых людей.

Неужели прав был известный немецкий драматург прошлого Бертольд Брехт, который писал: «Несчастна та страна, которая нуждается в героях»? Как позже он сам выяснил и уточнил, оказывается, что чем меньше в стране цивилизации и благополучия, тем больше в ней надуманных героев и великих людей. 

Наступает религиозный фанатизм в форме псевдорелигиозных течений, которые навязывают населению антинациональные, антиобщественные ценности. Оказалось, что у части нашего общества, особенно молодежи, слабый иммунитет к чуждым материальным и духовным ценностям. Обидно и стыдно, когда молодая кыргызка укутывается паранджой или одета во все черное. Обидно, когда молодой жигит бравирует своей длинной бородой и длинными белыми штанами (дамбалами) подражая служителям культа арабского мира. У нашей молодежи должна быть национальная гордость, любовь и уважением к своему традиционному стилю одежды. Да, мы являемся частью мусульманской уммы. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции светского общества, что Кыргызстан – светское государство. 

Нас особо тревожат участившиеся нападки на государственные и национальные ценности и интересы. Так, недавно некий Даиров, критикуя мое письмо по идеологической безопасности, укорял меня некомпетентным и застарелым человеком и рекомендовал «Теорию Чистого Государства» некого М. Мусабаева (тоже неизвестного в официальных научных кругах) как высшее достижение современной политической мысли, чуть ли равное или выше стоящее концепций К. Маркса. Конечно, стало любопытно и не жалея своего времени искал и нашел эту работу «непризнанного гения». Предлагаю без всяких комментариев отрывок из нее: «Сегодня нашему народу необходимо то, что в середине восьмидесятых годов не надо было начинать – «Перестройка», а теперь нам это стало реально необходимо. Но для этого надо иметь в представлениях модель нового Кыргызстана в виде Чистого Государства! Все эти босяцкие дела, которые нам предлагают в качестве видения на перспективу в виде бесполезной борьбы с коррупцией и, якобы, социальной несправедливостью, не создавая условий для изменения граждан, их миропонимания и мировоззрения, бесполезны, как это было и раньше. Только в условиях Чистого Государства люди смогут правильно понять, что делать, чтобы этого не могло повторяться снова и снова.

У Чистого Государства должна сформироваться «армия» сторонников, как минимум, это сто тысяч граждан, которые завоюют и покорят умы остальных соотечественников! Тогда оно «случится», как случается утро после ночи, пробуждение после сна. Для тех, кто хотят быть в авангарде общества, управлять им, регулируя его общественные аппетиты, нужно чтобы оно было устроено по принципу: «пастухи и стадо!». Пастухи – это политики, ну, а стадо – это мы с вами». Читая этот примитивный бред, каждый разумный человек задумается о психическом здоровье автора. Но ядовитый смысл данного опуса в том, что он призывает народ на баррикады (?!).

Вот такие кодура (падалица) «мыслители» заполонили и задают тон в социальной Сети, публикуются почти каждый день (видимо, нет у них других дел, кроме этой безграмотной графомании). Настала пора положить конец этому беспределу в Интернете, социальной Сети.

И еще. Невыносимо, когда подрывают идеологическую безопасность в стране свои же штатные идеологи и пропагандисты. На днях вышел в свет толстенная книга (почти 700 страниц) журналиста КРТВ Т. Токтогазиева «Манастан алган беш китеп», где чёрным по белому написано: 

«Кулалы таптап куш кылган,

Кулдарды топтоп журт кылган. 

То есть по-русски: «Коршуна выпестовал как ловчую птицу

Из рабов создал народ.

Надо же, мы дожили до такой жизни, что священный «Манас» теперь пользуется для оскорбления своего народа, обзывая его «нацией рабов». Книга издана за счет Президентского фонда. Между прочим, мою книгу «Философия «Манаса» и Чингиза Айтматова», изданную на русском языке, международной тюркской академией в качестве учебного пособия, уже четвертый год не могу издавать на кыргызском языке. Даже слепому видно, что все эти ошибки и несправедливости делаются руками Аппарата, которому как говорится «до лампочки», что этими своими действиями они подрывают в конечном счете авторитет Главы Государства. 

Идеологическое ослепление – страшная вещь, ведущая исподволь к тяжелым последствиям. В этой связи я обращаюсь к шефу ГКНБ Ташиеву Камчыбеку Кадыршаевичу, повернуться лицом к вопросам идеологии и пропаганды. Вы делаете большую работу по борьбе с коррупцией и криминалом, но Ваш Орган, не только силовой, столько политический, идеологический институт. Всмотритесь, как работают самые разноголосые, скандальные СМИ в США. Когда речь идет об интересах государства, особенно о престиже Главы Государства, они как одна скрипка, поют одним голосом. Как и у нас Цензуры там тоже нет. Но, контроль, руководство ими ведется, видимо, лучше цензуры. Война сплотила Россию в один мощный кулак, она решительно очищается от предателей, враждебных СМИ как «Эхо Москвы», «Дождь» и т.д., от иностранных агентов всех мастей. И во всех этих делах чувствуется присутствие твердой руки органов госбезопасности.

Сегодня в стране царит атмосфера стабильности и искреннего доверия всего народа президенту С. Жапарову за его конструктивную, плодотворную работу в сферах экономической и политической жизни. На этом фоне недопустимо, чтобы идейная, духовно-нравственная жизнь общества погрузилась в архаику средневековья, торжествовали в этой сфере всякие авантюристы и разгильдяи.


128
Ученых
24
Открытий
19
Патентов