Проект
КОНЦЕПЦИЯ
развития науки Кыргызской Республики до 2026 года
Концепция разработана в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О науке» и во исполнение Указа Президента «Об утверждении Концепции правовой политики Кыргызской Республики на 2023-2026 годы». Особенности формирования государственной политики в развитии системности и эффективности права во всех сферах жизнедеятельности и государственного устройства обусловлено с учетом больших вызовов и угроз современности. В современный период, проявляется необходимость новой роли науки как основополагающего элемента решения многих национальных и глобальных проблем, обеспечения возможности прогнозировать происходящие как в республике, так и в
мире изменения, учитывать внутренние тенденции и закономерности развития, определять ожидания и потребности кыргызского общества, своевременно распознавать большие угрозы, вызовы и риски, при этом эффективно отвечать на них. В настоящее время, разработка нормативных правовых актов происходит ситуативно и конъюнктурно, в зависимости от сиюминутных задач тех или иных государственных органов, которые в своей повседневной практике столкнулись с проблемами правового регулирования и есть необходимость решениях возникших проблем регулирования, а также, для решения потребностей общества, вызванных негативным «резонансом» в социальных сетях. Законопроектные и планирующие документы, определяющие плановость отмеченной сферы, носят формальный и номинальный характер. Это связано с отсутствием связей правового регулирования
(регламентации) с поставленными целями и задачами государственных органов. Это происходит, во-первых, из-за отсутствия должной правовой (юридической) подготовки
кадров на местах, во-вторых, постановкой формальных задач, не связанных с долгосрочными целями развития государства, в-третьих, отсутствием триединства производства, науки и образования. Вышеуказанные факторы привели к нынешней плачевной ситуации.
Так, для решения отмеченных проблем, а также поступательного присутствия права во всех сферах жизнедеятельности общества, в решениях формальных институтов, поставлены следующие задачи:
— формирование системы своевременного распознавания, выявления вызовов и угроз и получение адекватных фундаментальных и прикладных знаний, необходимых для ответа на них;
— обеспечение возможности решения научными институтами (субъектами) новых по объему и сложности практических задач, а также повышение результативности выполняемых научных исследований и проектных разработок посредством использования инновационных программных технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий;
— содействие прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе межотраслевого характера, направленных на создание качественно новых технологий для модернизации отраслей экономики, с использованием результатов фундаментальных исследований;
— обеспечение системного планирования и координации научных исследований и разработок системы правотворчества (законопроектная деятельность, законотворческая техника, мониторинг, анализ, оценка и прогноз законотворческой деятельности и др.) на основе потребностей общества и государственного регулирования, учитывающей конкурентные преимущества в различных областях науки, перспективные задачи социально-экономического развития Кыргызской Республики;
— создание благоприятных условий для наиболее результативных исследователей и научных коллективов;
— улучшение качества кадрового потенциала научных институтов, выполняющих прикладные научные исследования в сфере формализации общественных отношений, технологических и производственных циклов.
Ожидаемые результаты:
— созданы основы, необходимые для ответа на большие вызовы, создан механизм своевременного распознавания, выявления вызовов и угроз и получение необходимых фундаментальных и прикладных знаний для адекватного ответа на них;
— создана инновационная система получения сбора, мониторинга, анализа и оценки больших данных (количественных и качественных), в том числе результатов правотворчества, необходимых для долгосрочного развития общества и формальных институтов в целом;
— получены результаты прикладных научных исследований и экспериментальных проектов, в том числе межотраслевого характера, направленных на создание качественно новых технологий для модернизации формальных и неформальных институтов, с использованием результатов фундаментальных исследований;
— достигнут рост количества междисциплинарных и (или) комплексных научных проектов в сфере усиления права и правового регулирования общественных отношений;
— выстроена система программирования правотворчества на основе потребностей общества и формальных институтов, учитывающей конкурентные преимущества в различных областях науки, а также перспективные задачи социально-экономического развития Кыргызской Республики;
— созданы благоприятные условия (инфраструктура, ресурсное обеспечение) для научного сообщества, концентрация усилий на приоритетных направлениях кадрового и материального обеспечения;
— улучшен кадровый потенциал научных институтов, выполняющих прикладные научные исследования в сфере формализации общественных отношений, технологических и производственных циклов.
1. Предпосылки для научно-практического исследования
Каждая страна в мире уникальна своей историей. Уникален путь, который прошел Кыргызстан на пути поступательного развития своих формальных и неформальных институтов. Это обусловлено особенностью культуры, ментальностью народа, географическим расположением, демографической особенностью и духовным наследием страны. Поэтому на протяжении 33 лет Кыргызстан не смог повторить успех наших зарубежных партнеров путем механического внедрения в систему государственного управления эффективных механизмов развития (институциональных и правовых реформ, морально-нравственных ценностей). Вместе с тем, история и путь, которую прошла наша республика имеет огромный научный и практический потенциал. Существуют различные подходы исследования исторического пути развития, как успехов, так и провалов. Учитывая, что серьезные и основополагающие решения в государственном управлении зачастую оформляются в форме приказов и распоряжений. А общественные потребности и государственная воля претворяются в жизнь посредством ведомственных (инструкции, положения, регламенты и др.) и нормативных правовых актов (постановления, указы, законы, кодексы и др.). Любые изменения в ведомственные и нормативные правовые акты вносятся в силу определенных обстоятельств и имеют свои причины и условия. Ключ к пониманию принципов и закономерностей развития, причин и условий как успехов, так и провалов могут находится в комплексном и системном анализе поправок как в ведомственные, так и нормативные правовые акты. Поскольку воля субъекта управления всегда оформляется в виде вышеуказанных актов и эта воля всегда сообразуется как с внутренними (национальные интересы, политическая воля и др.), так и с внешними факторами (макроэкономические особенности, геополитические процессы и др.). При должном глубоком анализе поправок в отмеченные акты — есть возможность исследовать всю систему, ее элементный состав, коммуникационные связи, взаимообусловливающие и взаимоопределяющие факторы и другие элементы,
необходимые для объективной идентификации всей системы и ее механизмов. А это даст полную картину системы причинно-следственных связей. На базе имеющихся знаний о системе и ее особенностей можно будет предвидеть и прогнозировать свои дальнейшие шаги. В целях реализации Концепции утверждается План действий.
2. Сбор необходимых данных
На первом этапе необходимо осуществить сбор поправок как в ведомственные, так и в нормативные правовые акты. Сбором должны заниматься структурные подразделения государственных органов, органов местного самоуправления и местной государственной администрации, судебных и правоохранительных органов. Координирующим органом выступит Министерство юстиции Кыргызской Республики. Для сбора данных необходимо определить структуру собираемой информации, а также количественные и качественные характеристики. Отмеченные характеристики определяются Кабинетом Министров Кыргызской Республики. Сбором данных должны заниматься компетентные лица и структурные подразделения органов, ответственные за устойчивое развитие системы (аппаратные, штабные подразделения). На данном этапе не должны выносится какие-либо выводы и оценки. Он осуществляется исключительно практиками (производственниками) и передается представителям науки для обработки собранных данных.
3. Классификация и категоризация полученных данных собранные материалы, должны быть классифицированы и категоризированы с учетом поставленных целей и задач для получения ожидаемых результатов. Для этой цели привлекается научно-аналитическое сообщество (видные ученые правоведы и научные центры, научно-исследовательские институты, Национальная Академия наук Кыргызской Республики, Национальная аттестационная комиссия при Президенте Кыргызской Республики, Национальный институт стратегических исследований при Президенте Кыргызской Республики, Национальный статистический комитет Кыргызской Республики) и представители координирующих органов (аппараты Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Кабинета Министров Кыргызской Республики, Верховного суда Кыргызской Республики, Конституционного суда Кыргызской Республики, Генеральной прокуратуры и др.).
Классификация поправок в законодательство и ведомственные акты производится на предмет:
— законодательных ошибок;
— функциональной необходимости (национальных интересов, потребностей общества, политической воли субъекта управления и др.);
— институциональных (системных, программных, плановых, внеплановых, ситуационных) изменений;
— правовых реформ (стратегических, ведомственных);
— приведения в соответствие вышестоящим нормативные правовым актам и решениям судебных органов, Конституционного суда Кыргызской Республики;
— поручений субъекта управления и др.
Категоризация проводится:
— субъекту управления;
— по отраслям;
— по дисциплинам;
— по уровням управления;
— по специфике правового регулирования и др.
Данный этап должен осуществляться с использованием передовых информационных технологий для быстрого и эффективного оперирования большими массивами данных, в том числе с использованием машинного обучения (machine learning). Используя при этом индуктивное обучение (обучение по прецедентам), основанное на выявлении эмпирических закономерностей в данных и дедуктивное обучение, предполагающее формализацию полученных данных и их перенос в компьютер в виде базы знаний.
Цель данного этапа заключается в подготовке и структурировании больших массивов данных для последующего их анализа. Этот этап проводится как представителями науки, так и представителями практики (координирующих органов)
4. Научный анализ данных
Научный анализ структурированных данных проводится с учетом поставленных целей и задач для достижения ожидаемых результатов. Данный этап во избежание подтасовки данных и изменения конечных результатов должен проводиться исключительно представителями науки, и в случае необходимости, привлекаются соответствующие специалисты той или иной сферы, отрасли. При анализе данных также используются передовые методы, средства и технологии. По отдельным вопросам допускается аутсорсинг и краудсорсинг для более полноценного и всеобъемлющего анализа. Результаты анализа оформляются в виде аналитических записок, справок, информаций, а также в виде научных публикаций. Отдельные выводы и результаты могут иметь конфиденциальный характер и степень конфиденциальности определяется уполномоченным органом.
5. Оценка полученных результатов
Оценка полученных аналитических данных производится субъектами управления высших органов власти, судебной власти и органов государственной власти Кыргызской Республики со специальным статусом и научными институтами (аппарат Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Кабинета Министров Кыргызской Республики, Верховного суда Кыргызской Республики, Конституционного суда Кыргызской Республики, Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики, Национальная академия наук Кыргызской Республики и др.). Данный этап является предпосылкой и основой к дальнейшему государственному программированию (программирование, планирование, корректировка) и будет способствовать для принятия необходимых политических и не только решений. При должной и компетентной оценке, отмеченный этап может выступить ориентиром для дальнейшего развития системы, либо корректировки функционирующей системы. Данный этап направлен для последующего улучшения как системы производства (практики), так и системы образования. Результаты системной оценки могут послужить для улучшения имеющихся методов и средств научного
исследования.
6. Использование полученных данных
Субъекты государственного управления результаты научного исследования должны применять в своей практике посредством внесения изменений в действующие стратегические программные документы и внесением соответствующих поправок как в ведомственные, так и нормативные правовые акты. Результаты научных исследований научным сообществом оформляются в виде коллективных монографий, статей, учебников, учебных и учебно-методических пособий и других научных публикаций. Профессиональные высшие образовательные организации внедряют результаты научных исследований в образовательные процессы. Происходит корректировка учебных рабочих программ. Внедрение в учебный процесс образовательных организаций направлено для улучшения имеющихся производственных процессов. В рамках данного этапа обеспечивается комплексная реализация государственной политики в сфере высшего образования, ориентированной на обеспечение высокого уровня интеграции системы высшего образования и производственного процесса (государственное управление, организация правоохранительной деятельности, отправление правосудия и др.). Это способствует эффективному воспроизводству перспективных кадров. Данный этап отличается от других этапов триединством практики, науки и образования. Именно на этом этапе происходит синергия трех основ (практика, наука и образование) для поступательного развития государства с учетом национальных интересов Кыргызской Республики.
7. Объемы и источники финансирования
Для реализации Плана действий будут вовлечены все средства источников финансирования, незапрещенные законодательством Кыргызской Республики. Финансирование мероприятий, заложенных в Плане, будет осуществляться в пределах средств, выделяемых государственным органам Кыргызской Республики из
республиканского бюджета на соответствующий год, а также грантовых средств международных донорских организаций.
- Подробности
- Автор: pressa
- Просмотров : 0