Конститутция КР
Электронная почта
Ж. Сааданбеков. Авторитет лидера – авторитет государства

Авторитет власти растет, если граждане поддерживают идеалы, ценности и принципы лидера нации, главы государства.

Различают формальный и неформальный авторитет власти. Как показывает практика, власть, прошедшая процедуру подтверждения легитимности — выборы, уже имеет формальный авторитет.

Неформальный авторитет не зависит от степени законности. В этом случае сила авторитета власти выражается в общественном признании и напрямую зависит от харизмы лидера, традиций, его качественной работы.

Доминирование, давление, принуждение – это формы выражения государственной власти. В зависимости от источника поведения авторитет бывает персональным, традиционным или легальным. Персональный авторитет лидера основывается на личных характеристиках, харизме, разноплановых талантах. В общем и целом, в интерпретации авторитета лидера выделяются две традиции. Согласно первой – это право командовать, т.е. атрибут закона, статуса учреждения. Люди обладают авторитетом постольку поскольку занимают какое-то место или пост в определенной системе.

Во второй традиции авторитет – субъективное качество человека, обусловленное знаниями, опытом управления, компетенцией.

Однако, нельзя согласиться с мнением что авторитет невозможен без власти. К примеру, Аятолла Хомейни не имел никаких властных полномочий, жил за рубежом в Париже, но руководил и осуществил иранскую революцию, ставшей поворотным моментом развития всего мусульманского мира. 90-летний ветеран компартии, пенсионер Дэн Сяопин на острие бритвы перевернул бедствующее китайское государство на путь гигантского скачка в своем развитии.

Между личным авторитетом и государственной властью существует асимметрия. Люди наделенные формальным превосходством, т.е. властью, стремятся заручиться еще и неформальным превосходством, т.е. персональным авторитетом. А персональный авторитет не стремится к формальному закреплению, напротив, подобное нередко ему противопоказано. Если человек, пользующийся народной любовью, получает официальное назначение, он нередко теряет авторитет в глазах подданных, особенно если авторитет государства не на должном уровне. Эрнесто Че Гевара – лидер кубинской революции, почти равновесный по авторитету с Ф.Кастро, отказался от государственных должностей под предлогом того, что он будет продолжать революции в Боливии. Казалось бы, абсурд. Но он предвидел проблемы и трудности молодого кубинского государства и не хотел на них крушить свой огромный личный авторитет. И действительно, он остается по сей день символом революционных движений молодежи всего мира.

Как сказал Ф.Бэкон «знание — сила». Большинство людей, веря, что сущность лидерства составляет сила, естественным образом склонны предполагать, будто те, кто обладает знаниями и интеллектом и есть лидеры. После распада СССР в некоторых советских республиках главами государств стали известные ученые и писатели, в Белоруссии – доктор физических наук Шушкевич, в Армении – доктор физических наук Тер-Петросян, в Грузии выдающийся литератор — З.Гамсахурдия, в Азербайджане – ученый -историк Эльчибей.

Чем они прославились?

Шушкевич – покрыл себя позором, подписав предательский «договор трех», что привели к гибели великого Советского Союза.

З.Гамсахурдия, проводя политику «Грузия для грузин» потерял почти половины страны. Эльчибей, являлся приверженцем пантюркизма, был известен как диссидент и антикоммунист, однако во время мятежа оппозиции трусливо сбежал и скрылся в Нахичеване.

И, действительно, можно ли сегодня даже приблизительно сопоставить «успехи» академиков Шушкевича и Акаева с достижениями бывшего председателя колхоза А.Лукашенко или – бизнесмена Жапарова.

В 2021 году г. в ходе избирательного процесса нового президента республики известный политик К.Иманалиев по ТВ обратился к аксакалам Ысык-Кульской области с просьбой уговорить, убедить С.Жапарова, чтобы он снял свою кандидатуру. Это он мотивировал тем, что С.Жапаров окончил всего лишь институт физкультуры и спорта и напомнил при этом академический статус Акаева, огромный политический опыт и марксистко-ленинскую теоретическую закалку Усубалиева и Масалиева. Я уважаю Каныбека как талантливого поэта и журналиста, но как политик здесь он допустил ошибку. О чем свидетельствует нынешняя реальная политическая жизнь страны.

Надо бы нам здесь послушать великого лидера Сингапура Ли Куан Ю: «Я не силен в философском теоретизировании. Мне все это очень интересно, но в собственной жизни я руководствуюсь совсем не теориями. Я делаю дело, и пусть потом другие выискивают, какие принципы было положены в основу моих удачных решений. Моя работа – это не теоретизирование. Я ставлю вопрос так: что нужно сделать, чтобы все это заработало? Все эти платоны, аристотели, сократы – они для меня совсем не руководство к действию. Я читал их по диагонали, поскольку философия как таковая меня не интересует. Можете назвать меня хоть прагматиком, хоть кем-нибудь еще. Меня интересует только результат». Со всеми этим идеологиями всегда нужно держать ухо востро. Того и гляди, они улизнут из под носа вместе с вашим здравым смыслом».

Вот именно здравый смысл оказался присущ стилю мышления и деятельности Президента С.Жапарова. Золотым правилом в его работе оказался трезвый анализ ситуации, как того требует здравый смысл. И, как известно, результаты его деятельности поистине впечатляющие.

Как справедливо писал академик О.Ибраимов: «У правительства сейчас настоящее планов «громадье»: тут и межконтинентальная железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан, тут же железная дорога Юг-Север, совсем скоро открытие альтернативой шоссейной дороги между Бишкек — Ош, предстоит еще более скорое начало строительства города с космическим названием «Асман» и т.д. Совсем близко открытие правительственного новоселья — нового Дворца республики. Вот-вот ожидается начало строительства Камбар-Атинской ГЭС (капсулы давно положены), да и многое другое и интересное. Всех не перечислю, а потом всех этих грандиозных начинаний не сразу вспомнишь.

Меня лично безмерно радует то, что в этом громадье планов никак не забыта и культура. Уже построен театр «Манас». Премьер-министр Акылбек Жапаров дал команду запланировать в Оше, в нашей южной столице, современный кино-концертный зал на месте нынешней совсем уже убогой и старой филармонии имени Рыспая Абдыкадырова. В бишкекских театрах уже идут премьерные спектакли. Я лично посетил мюзикл «Джамиля» по Айтматову и шекспировский «Король Лир». Очень серьезные деньги выделены культуре, литературе, книгоизданию.

В общем, доказательств не требуется – у нас настоящее правительство отчаянных. Мы не можем не видеть, как наши руководители стараются, торопят время, явно погоняют коней».

Однако, название этой статьи «Правительство отчаянных» и некоторые его выводы озадачивают и вызывают недоумение: «Не перегибать. Не переборщить. Не испытывать терпение людей. Мы живем на грани усталости металла, говоря на языке сопромата. Давайте потерпим. Мы сможем переломать ситуацию».

Во-первых, что означает «правительство отчаянных»? По словарю Даля: Это правительство, «кому все нипочём, т.е. «сорви-голова». Отчаянная храбрость, не то что храбрость доблестная, разумная, сознательная». То есть получается, что у нашего «отчаянного правительства» нет разумного начала, здравого смысла, а просто партизанщина, одни погонялки.

Глава государства подчас вынужден принять тяжелые, жёсткие решения, которые касаются личной судьбы, личной карьеры подчиненных. За нерадивость и некомпетентность или уголовные проступки, разгильдяйство приходится строго наказать, снимать с работы, посадить в тюрьму. Это стиль сильных лидеров, а слабые принимая слабые решения, или не принимая никаких решений по таким вопросам, только усугубляют сложившиеся неблагополучие.

Если руководитель проявляет излишнее прекраснодушие и благородство, то он не политик, его будут шпынять все кому не лень и в конечном счете оттеснят от власти совершенно отпетые мерзавцы.

Как и все нормальные люди, С.Жапаров, наверное мечтает о том, чтобы все его любили, но он не собирается платить за это отступлением от здравого смысла в управлении страной. Кажется, что он как бы следует совету Никколо Макиавелли: «Государь… не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица… По этому поводу может возникнуть спор, что лучше, чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх… Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы, если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушить страх без ненависти» (цит по: Макиавелли Н. Избр., произведения / Пер. Г. Муравьевой. М.: Художественная литература, 1982. — Примеч. пер.].

Макиавеллизм весьма ценен тем, что он направлен на максимальный результат, в нем нет ни грамма лицемерия. Это мощное и полезное средство в руках сильного лидера, которое должно занимать не последнее место среди инструментов для реализации его воли.

Когда на экране ТВ Жапаров хлёстко ругает своих министров, и даже снимает их с работы, сажает группу заговорщиков по Кемпир-Абадскому делу в тюрьму и т.д., то он убежден, что результат этих мер будет благоприятен для всего общества.

Несмотря, на это жёсткий стиль руководства С.Жапарова нередко в обществе неправильно истолковывается. Не всем и не всегда нравится и однозначно твёрдое и непримиримое отношение С.Жапарова к тем странам Запада, которые пытаются поучать, а даже угрожать нам, когда внешняя политика Кыргызстана по некоторым аспектам их не устраивает. Например, госсекретарь США А.Блинкен обратился с обращением к Жапарову отказаться от закона «об иностранных агентах», а он ответил, расценивая это «как вмешательство во внутренние дела суверенного государства». Как известно, у нас закрыта и не работает радиостанция США «Свобода» («Азаттык») за клевету в адрес Кыргызстана, называя его агрессором в прошедшем кыргызско-таджикском конфликте. У США есть большие подозрения в том, что Кыргызстан якобы тайно переправляет в Россию санкционные товары. Вот и недоброжелатели С.Жапарова судачат, что мол, зачем он лезет на рожон, гегемон так накажет, что это мало не покажется.

А надо бы возгордиться, что в центральноазиатской истории появился хоть один лидер, который не расшаркивается и не прогибается перед гегемоном, не лицемеря говорит правду им в лицо. Пусть американцы не считают нас трусами и глупыми. Пусть они, как всегда, заранее, не решают, что кыргызы все коррумпированные, работают только на себя, лишенные преданности и любви к своему Отечеству.

Кыргызстан не закрытая страна, имеет добрососедские, доверительные отношения с десятками стран во всех континентах. Президент С.Жапаров поставил генеральную линию развития экономики через инвестиционно-инновационный вектор, делает все для создания максимально благоприятного инвестиционного климата в стране.

Однако в первое время вопрос привлечения иностранных инвестиций осложнился тем, что деловой мир не только Запада, но и Востока подзабыли в годы наших бесконечных смут о перспективности и надежности Кыргызстана как экономического партнера. С.Жапаров всего за два года объездил почти все передовые страны мира, представляя Кыргызстан и рассказывая о возможностях страны для вложения инвестиций.

Сегодня видим как в экономику Кыргызстан в вливаются инвестиции на десятки млрд.долларов. По объемам освоенных прямых иностранных инвестиций на душу населения показатели страны стремительно растут.

Но помимо экономических преимуществ привлечение иностранных инвестиций обеспечило Кыргызстану международное признание, стало одним из залогов внутриполитической стабильности, поскольку инвесторы были заинтересованы в защите существующих прав собственности и договоренностей, а также стабильности в стране.

Наряду с привлечением иностранных инвесторов с самого начала реформы Жапаров направляет большие усилия на формирование отечественного класса предпринимателей. Талантливые и предприимчивые люди со всей страны активно участвуют в процессах развития и управления экономикой.

Авторитет власти и авторитаризм от одного корня – (от лат. Autontas-влияние, власть). Признак лояльности граждан к работе органов власти, признание ее полномочий во многом зависит от авторитета лидера государства. То есть без авторитета лидера нации нет авторитета государства.

Авторитет власти тесно связан с ожиданиями населения относительно тех или иных действий или политических решений лидера. Ожидания народа от президента Жапарова огромны. Надеемся, что он сполна оправдает эти ожидания.


128
Ученых
24
Открытий
19
Патентов