Конститутция КР
Электронная почта
Ж. Сааданбеков. Новый поворот в экономической политике Кыргызстана

«Мы больше не только «ночной сторож» и не будем уповать на «невидимую руку рынка», мы вступаем временно в период государственного капитализма», заявил председатель Кабмина КР Акылбек Жапаров на Бишкекском международном финансовом форуме.

Что это значит?

Это значит, что, во-первых, прожив у нас более 30 лет, либеральный капитализм в данный исторический момент исчерпал себя.

Во-вторых, качественное и доминирующее усиление роли государства как регуляторов в экономике (но не в качестве инструментов передела собственности и финансовых потоков, когда государственные институты становятся орудиями удовлетворения сугубо частных интересов, как это было в дележе Кумтора).

Сегодня крылатыми стали слова Президента С. Жапарова: «Мы за 2 года сделали то, что не сделано за все прошедшие 30 лет». Имеется ввиду бурное производственное и социальное строительство, возрождение логистики, инфраструктуры, энергетики и аэропортов, гидростанций, туристических объектов и т.д.

Подчеркиваю, все это достигнуто благодаря инструментам государственного капитализма, то есть в результате осуществления новой системы управления финансовыми рынками и регулирования этих рынков, которая сместила баланс их деятельности в сторону общественно необходимой цели — прежде всего реальной экономики.

Новый поворот в экономической политике президента С. Жапарова и его команды осуществляется прежде всего окончательным и безоткатным демонтажем, сложившейся за прошедшие тридцатилетия правящей политической системы, что является симбиозом олигархата и высшего чиновничества, деофшоризацией экономики, прекращением утечки капитала.

Олигархат по своей сути является в основном компрадорским, предпочитает скрывать свои накопленные сбережения за рубежом, ориентируется на западные, отчасти на арабские ценности. Президент С. Жапаров почти год назад обратился к двумстам олигархам, чтобы они вернули свои активы, спрятанные в офшорах на Родину. Надо полагать, что данный список возглавляют наши бывшие правители А. Акаев, К. Бакиев, А. Атамбаев, бывшие премьер-министры Н. Танаев, О. Бабанов и другие. Срок обращения С. Жапарова к ним истекает в конце 2024 года. Услышит ли народ имена тех, кто удовлетворил просьбу Президента, и тех, кто отказался? И, вообще, надо бы обнародовать полный список этих 200 богатеев, пусть народ знает своих «героев». Для небольшого Кыргызстана список 200 компрадорских буржуев – это слишком «жирный», слишком несоразмерный. Им надо бы следовать примеру самого президента С. Жапарова, который легализовал свои доходы и имущества на сумму 20 млн долларов. Замечательным примером легализации своих богатств является известный бизнесмен А. Салымбеков, который инвестировал под ключ суперсовременный мясокомбинат в г. Балыкчи, что является мощным фактором развития общекыргызстанского агропромышленного кластера.

Для деофшоризации экономики и прекращения утечки капитала следует национальным компаниям и кыргызстанским гражданам – резидентам предоставлять доступ к недрам и другим природным ресурсам, госзаказам, госпрограммам, госсубсидиям, кредитам, концессиям, к собственности и управлению недвижимостью, к жилищному и инфраструктурному строительству, к операциям со сбережениями населения, а также к другим стратегически важным для государства и чувствительным для общества видам деятельности. Необходимо также обязать конечных владельцев акций кыргызских системообразующих предприятий зарегистрировать свои права собственности на них в кыргызских регистраторах, выйдя из офшорной тени.

Председатель кабмина КР А. Жапаров, говоря «о временном периоде введения государственного капитализма», дает знать, что в данном случае речь не идет о стратегическом отказе от доктрины свободного рынка. После того, как создадим «крупный и сильный бизнес-сектор», экономика обретет солидного «жирка», начнется новый этап наступления свободного рынка. Тяга к политической свободе и открытой конкуренции личностей и идей не исчезает. Необходимо создать условия, чтобы взяли верх истинные таланты и добропорядочные личности.

Мы восхищаемся, гордимся своими талантами в литературе, науке, искусстве. Но нас шокируют и обезоруживают такие бездонно темные, разрушительные «таланты», которые наносят огромный урон государству. К примеру, Матраимов вроде был рядовым госчиновником, но он на глазах всего нашего беспечного народа, всех наших президентов Акаева, Бакиева и Атамбаева сумел приватизировать целую государственную таможенную систему и превратил её в семейный бизнес. Остается только руками развести.

Или, Кольбаев, также создал криминальное государство – картель в государстве, нагло и откровенно отобрал в свои руки львиную часть власти и собственности, что оскорбило достоинство даже государства США, которое не выдержало и потребовало его выдачи. Они сломлены во многом благодаря подвижническим, подчас безоглядно смелым действиям генерала Ташиева, но это лишь верхушки айсберга. Необходимо всесторонне расширить и углублять антикоррупционную борьбу, применяя ее современные новейшие методы и инструменты.

Правительство КР прилагает все усилия, чтобы удешевить и облегчить условия долгосрочного кредита, обеспечить макроэномическую стабильность.

Ведь главная проблема, которая мешает экономике развиваться, — отсутствие кредитов. Поэтому запущен переход к денежно-промышленной политике, то есть кредит выдается в интересах роста производства, его модернизации, обновления. Это то, что делают американцы, европейцы, японцы, китайцы, другие прагматичные народы. Требуется увеличить объем кредита в два-три раза. Для этого правительство пытается сочетать гибкое денежное предложение и жесткий контроль за целевым использованием денег. Всячески предотвращается переток этих денег на валютный рынок, в финансовую пирамиду и ведется контроль за тем, чтобы деньги, которые отправлены на рост производства, попали именно в производственный сектор, на финансирование инвестиций, расширение оборотного капитала, импортозамещение, внедрение новых технологий и так далее.

Выгодно когда государство контролирует движение денег в собственных банках. Вот почему необходимость диверсификации банковской системы, особо подчеркивает А. Жапаров в своем выступлении, создания в стране 5-6 банковские группы, чтобы развивать настоящий рынок капитала.

Экономика КР вышла на территорию устойчивого развития. Объем ВВП вырос до 1 трлн 229 млрд сомов. Темпы роста экономики сегодня – 8,8%! Все это стало возможным во многом благодаря поистине революционным преобразованием в сфере налогообложения. Теперь необходим переход, к прогрессивному налогообложению доходов и имущества.

В налоговой сфере снижение налогообложения среднего и малого бизнеса может быть компенсировано введением прогрессивного налога на доходы и имущество физических лиц, уровень которых превышает средний по стране более чем вдвое «Такой механизм выравнивания доходов, — пишет академик РАН С. Глазьев, — стал органичной составляющей жизни большинства развитых государств. При этом налогообложение нетрудовых доходов в них существенно выше, чем трудовых — большая тяжесть ложится на налоги на наследство, имущество, рентные доходы. Основная масса налоговых поступлений в них приходится на состоятельных граждан со сверхвысокими доходами.

В России все наоборот. Более 70% налоговых сборов приходится на юридические лица, что подавляет деловую и инвестиционную активность. Основное бремя налогообложения граждан ложится на зарплату, в то время как спекулятивные и рентные доходы налогами либо вообще не облагаются, либо облагаются по пониженной ставке. У первых основная часть доходов формируется за счет заработной платы и пенсии, у последних — за счет доходов от собственности, доля которых у них составляет 65%, а в Москве — 90%. У нас в Кыргызстане примерная такая же ситуация. Сложившаяся у нас налоговая система усиливает и без того запредельное социальное неравенство, подавляет деловую и инвестиционную активность тормозит развитие страны.

Далее. Государственный капитализм предполагает осуществлять еще следующие меры.

Частичное восстановление в правах ценностей и стандартов индустриальной эпохи в противовес приобретшему какую-то гротескную самоценность виртуального сектора. Восстановление некоторых позиций и преимуществ реального сектора в его соревновании с виртуальным. Усиление фактического контроля государства над крупными компаниями, включая законодательное регулирование и даже частичную национализацию. Оправдывает себя опыт внешнего управления государством обанкротившимся предприятиями, что способствует для развитию малого и среднего бизнесов.

Рост удельного веса человеческого фактора и интеллекта в экономике, которая уже не сможет эксплуатировать различные объективные тренды без субъективного, творческого и критического подхода к ним. На первое место среди предпосылок экономического развития объективно выходит человеческая способность к творческому труду. а значит, политические и социальные условия, позволяющие эту способность реализовывать. Особое уделить внимание к развитию искусственного интеллекта и роботизации, цифровизацию экономики. Далее, государственный капитализм предполагает осуществлять еще следующие меры:

Уход на задний план логики приоритета коммерческой прибыли, пресловутого экономического эгоизма. Переход государств и (в меньшей степени) крупных корпораций к разработке и финансированию стратегических проектов, которые могут быть неприбыльными финансово даже в среднесрочной перспективе, зато выгодными социально, а значит, долгосрочно целесообразными.

Введение более жестких требований к собственникам и менеджерам со стороны государства и общества. Возвращение в менеджмент некоторых традиций, которые можно назвать «неопатриархальными»: совесть, мораль, личная ответственность за результаты деятельности корпораций перед государством и обществом, семейная преемственность, жесткие критерии оценки результативности корпоративного управления.


128
Ученых
24
Открытий
19
Патентов